Эмоциональное развитие ребенка формируют взрослые

Детство – «золотое время» для эмоционального развития детей. В жизни успешны не только люди, у которых высокий интеллект, но и те, у которых высокий «эмоциональный» интеллект. Эмоциональный мир ребенка требует внимания, воспитания и не меньше, чем воспитание ума.
Появившись на свет, ребенок овладевает не только речью, он учится эмоциям. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные эмоциональные состояния: радость, забота, жалость, зависть, равнодушие, грусть, печаль, сострадание, гнев, самодовольство, стыд, горе и т.п. Видит ли родитель эмоциональное состояние своего малыша, умеет ли ему объяснить его, помочь пережить, справиться, либо оберегает от любых печалей – все это имеет прямое отношение к эмоциональному развитию ребенка.
Ребенок – прежде всего, чувствует, а потом мыслит. Нас заражает детский смех своей искренностью и радостью. Горькие детские слезы никого не оставляют равнодушными. Ребенок познает мир чувствами и еще не всегда умеет справляться с ними. Помочь ему в этом могут родители. Большую силу имеют здесь руки родителей: объятия, прикосновения, жесты останавливающие, уводящие и т.п. Руки родителей – источник ощущений, а, следовательно, и чувств обладают магической силой влияния на ребенка, порой больше, чем слово или подарок.
Ребенок имеет право побыть «плохим» так же, как право быть «хорошим», но не только «всегда хорошим». Легкая переключаемость эмоций, подражание, даже негативные проявления (упрямство, агрессивность, страхи и др.) — это ситуации с большим потенциалом развития личности малыша. Они трудны для родителей, но именно в этих ситуациях тренируется воля, самоконтроль ребенка, узнавание себя и границ возможного и многое другое при условии правильного реагирования со стороны родителей.
Обучение распознанию чувств и эмоций следует начинать с того, что:
— признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное), однако, нужно вводить определенные правила проявления эмоций, например, «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить ее я тебе не разрешаю».
— обсуждать случаи, которые произошли с кем-то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков, при этом избегать осуждения.
— обсуждая с ребенком его чувства, не пытаться решить за него проблему, объяснение причины чувства должно помочь ребенку справиться с ним.
-предлагать ребенку различные способы, помогающие взять себя в руки вербальные, физические, зрительные, творческие и др.
— учить справляться с эмоциями. Для этого важно развивать словарный запас ребенка: обращать внимание на собственные чувства ребенка и называть их; наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать переживания ребенка словом, вводить в его лексикон слова, обозначающие оттенки чувств (зол, сердит, раздосадован, расстроен, огорчен и т.п.).
Часто все, что требуется ребенку – это понять охватившие его чувства.
Ученые пришли к выводу, что существуют различные варианты в реакции мальчиков и девочек на оценку их деятельности.
Для МАЛЬЧИКОВ очень важно, ЧТО конкретно оценивается в их поведении.
Для ДЕВОЧЕК – КТО их оценивает и КАК. Мальчику требуется кратко и точно излагать, чем вы недовольны, т.к. его мозг не может удерживать долго эмоциональное напряжение и как бы «отключает» слуховой канал: ребенок перестает вас слышать и слушать. Девочкам нельзя сразу сказать слово «плохо» (свое отношение), т.к. бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают, что именно плохо в ее действиях и что надо изменить.
Если взрослый не учтет этих различий, то его замечания просто не будут услышаны, сработают механизмы сенсорной защиты, Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда от родителей и воспитателей. Неправильные реакции родителей приводят к возникновению эмоциональных конфликтов, чувства вины, формируют грубые черты характера, оказывают серьезное влияние на психосоматическое состояние ребенка, он испытывает «змоциональное неблагополучие», что способствует развитию отчуждения между взрослыми и детьми.

При установлении доверительных отношений с ребенком важно:
 Не сбрасывайте на ребенка груз своих проблем, не делайте ребенка «громоотводом».
 Если вы испытываете отрицательные эмоции: гнев, тревогу, раздражение – избегайте общения с ребенком в этот момент.
 Не подавляйте, не игнорируйте ребенка, если он «не хочет играть по вашим правилам». Насильственные методы не только не исправят положение, но еще больше усилят негативную реакцию ребенка.
 Не навязывайте себя своему ребенку, если он по каким – то причинам не хочет с вами общаться.
 Если вы не знаете что нужно делать в трудной ситуации, не торопитесь с решением.
 Сотрудничайте и решайте проблемы вместе с ребенком, а не вместо него.
 Когда проблемы захлестывают вас, когда вы уставшие, напряженные и можете сорваться и накричать не занимайтесь воспитанием ребенка. В таком состоянии воспитывать ребенка – бессмыленное занятие.

Главное – это помнить, что чувства, эмоции принадлежат вам, а не наоборот.
Не позволяйте эмоциям брать верх.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *