«Как обеспечить ребенку психологический комфорт?»

Эмоциональное состояние человека – это основа психического и соматического благополучия. Это основа психологического комфорта.
Для психологического комфорта важно начать день с положительных эмоций.
Чтобы ребенок начал день без капризов, чтобы Вы спокойно могли его поднять и собрать в детский сад очень важно, чтобы он выспался.
По данным статистики, детей, начиная с ясельного возраста недосыпающих по 1,5 – 2 часа в сутки, примерно 5 %. Сколько времени должен спать ребенок? Ребенок 2 – 3 лет должен спать не менее 14 часов в сутки, (2,5 –3 часа днем, 11,5 – 11 часов ночью), 4-летним – 5 летним детям следует обеспечить 13 – часовой сон, 6 – 7 – летние дети должны спать 12 часов.
Бытует мнение, что нет ничего страшного в том, что ребенок засыпает под звуки телевизора, разговоры. Некоторые взрослые считают, что ребенок уснул, и он не слышит звуков телевизора, что он привык так спать, засыпание под негромкий шум позволяет вырастить ребенка неизнеженным. Специалисты утверждают, что это серьезное заблуждение. Специальные электроэнцефалографические исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого, полноценного сна, а, следовательно, нервная система не получает полноценного отдыха. В результате ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит. Иногда у детей наблюдается вялость, заторможенность, апатия.
Полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства.
Многие родители говорят, что уложить ребенка спать – это проблема.
Для ее решения продумайте ритуал подготовки ко сну и укладывания в постель, придерживайтесь его постоянно.

Что можно предложить?
• спальная комната перед сном детей должна быть хорошо проветрена,
• исключите игры, которые возбуждают ребенка,
• хорошо, если ребенок перед сном принял теплую ванну (но в этом случае важно знать, что для некоторых детей достаточно вымыть ноги, так как ванна может возбудить, использование душа тоже возбуждает),
• у детей должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. Добиться этого не сложно, при тщательно соблюдаемых условиях укладывания. Дети засыпают уже через 5 – 7 минут,
• в момент укладывания, неплохо включать музыку, это может быть шум морского прибоя или дождя. Эти звуки ребенок должен слышать изо дня в день. Когда ребенок заснет, необходимо выключить музыку,
• желательно пение колыбельных песен,
• возможно рассказывание сказки, но не страшной, просмотр передачи «Спокойной ночи, малыши»,
• прошепчите ребенку ласковые слова, например, «Засыпай, Танюша… Спи моя хорошая», «Радость моя, спи спокойно», поцелуйте,
• быстрый эффект дает нежное поглаживание едва касаясь волос, бровей, головы, лба, рук, плеч. При умелых действиях ребенок расслабляется и засыпает.
Родители часто жалуются, что утром трудно поднять ребенка, а сборы в детский сад – сущее наказание.

Что можно предложить?
• помним, что ребенок должен иметь возможность выспаться,
• начните подъем ребенка с положительных эмоций: поцелуйте, обнимите, скажите ласковые слова, обязательно улыбнитесь и скажите ему: «Доброе утро!»;
• радуйтесь своему малышу каждую минуту, обращайтесь с ним ласково, осуществляйте тактильный контакт;
• не стесняйтесь говорить ему о том, что вы его любите: «Мы очень любим тебя», «Ты наша радость, наше счастье» и т.п. Любовь рождает в малыше ощущение защищенности, уверенности, свободы;
• поговорите минуту с ребенком, помогите ему проснуться. Можно использовать стихи, ленивые зарядки.
• предоставьте ребенку право выбора одежды, если он отказывается надеть какую – либо вещь. «Ты наденешь красную или синюю футболку?»- спросите у ребенка, он выберет что – то из вашего предложения, конфликт исчерпан.
• чтобы не сердиться на ребенка, что опаздываете, когда идете в детский сад, не тянуть его, не торопить, лучше выйти на 10 –15 минут пораньше.
В течение дня на ребенка действуют различные факторы, влияющие на его эмоциональное самочувствие.
Ребенок целый день находится в детском саду, его жизнь наполнена различными делами: интересная игра с другом, а может быть ссора из – за игрушки? Веселые подвижные игры, а может быть боль от того, что упал во время игры? А переполненные группы? Большое количество детей (людей), постоянный фоновой шум приводят к снижению эмоционального фона, к усталости.
Дети рады приходу родителей, порадуйтесь и вы встрече с ребенком (обнимите, прижмите к себе, погладьте, загляните в глаза, улыбнитесь и т.п.).
Не спешите домой так быстро. Возвращение из детского сада – это может быть Вашим временем с ребенком, когда можно поговорить о самом важном для каждого из вас, поделиться радостью и печалью, просто побыть вместе. Сделайте необходимые покупки заранее, чтобы не провоцировать ребенка на нежелательное для вас поведение в магазине (дети часто начинают просить, что — либо купить, а вы на это не рассчитывали, возможен конфликт).
У ребенка должно быть личное пространство, принадлежащее ему, где он хозяин. Это может быть отдельная комната или часть в общей комнате, где находятся его игрушки, книги и т.п. Не стоит держать игрушки в корзине или коробке, лучше убрать часть из них, а через некоторое время выставить (тогда ребенок вновь с удовольствием играет этими игрушками).
Хорошо, если взрослые не посягают на детское пространство, спрашивают разрешения, если что – то им необходимо.
В течение вечера найдите время пообщаться с ребенком, узнайте, как он провел день, что было интересного, что он узнал, чему научился и т.п. Возможно, вы вместе прочитаете любимую книгу, нарисуете картинку, полистаете фотоальбом, посмотрите мультфильм и т.д. Пусть это будет Ваше личное время с ребенком.
Ребенок должен чувствовать вашу любовь, понимание. Даже, если он поступил неверно, дайте ему понять, что ОН Вам дорог, Вы ЕГО любите, Вам не нравятся его ПОСТУПКИ.
Вселяйте уверенность в ребенка, веру в его возможности, веру в то, что он может изменить поведение, которое не одобряется. Стремление взрослых подавлять отрицательные эмоции пагубно сказывается на психологическом здоровье ребенка. Необходимо научить ребенка адекватно выражать свои эмоции в социально приемлемой форме.

Помните:
• Знать психологию детей необходимо;
• Любить их – обязательно! Любить разумно, преданно, нежно.
• Любовь без азов психологии и педагогики опасна. Необходимо их единство. Однако и этого мало.
• Хорошо бы, чтобы каждый взрослый не забывал, что и он был, когда – то ребенком.
Педагог – психолог Митюхляева К.П.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *